Четверг, 01.10.2020, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Аламбайская средняя общеобразовательная школа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    о здоровье с первых минут урока Перевалова Н.В.
    В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей школьного возраста как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Если обратиться к статистике заболеваемости детей и подростков в Российской Федерации, то цифры - весьма тревожны. Очень пугает тот факт, что среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося! Научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья подтверждают ухудшение состояния здоровья учащихся младших классов. Вдумаемся: по данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. На сегодняшний день проблема сохранения здоровья ребенка является актуальной. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. Здоровье детей - один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны. Требования к сохранению и укреплению здоровья детей отражены в ряде государственных документов. В Законе РФ «Об образовании» (статья 32) прописано «ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несёт образовательное учреждение» ,(статья 51. 1.) « Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.» 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье". Одним из направлений проекта «Образование» стало «Школьное питание». 29 декабря 2010 г. N 189 г. приняты СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" В 2009 году разработан Минобразованием РФ паспорт здоровья школьника — комплексный документ позволяющий собирать всю информацию о здоровье школьника, его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах и другие сведения. По мнению разработчиков паспорта здоровья школьников должны приучить детей следить за своим здоровьем. От обычной медицинской карты он отличается лишь тем, что находится на руках у владельца. Заполнять паспорт здоровья ребенок должен самостоятельно под руководством родителей и учителей. Повсеместное внедрение паспорта в учебный процесс предполагалось с начала 2010/2011 учебного года, однако, из-за крайне негативной оценки общественностью данного документа по причине нарушения им статьи Конституции России, Конвенции о правах ребенка, Европейской конвенции о защите прав человека и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, его повсеместное применение было приостановлено до начала следующего учебного года, документ отправлен на доработку. Юрий Абдуллаев сообщил, что в рамках долгосрочной целевой программы «О сохранении и укреплении здоровья детей школьного возраста» на 2012-2016 годы предполагается внедрение пилотного проекта «Электронный «паспорт здоровья школьников» Алтайского края». 04 февраля 2010 г. Пр-271 Президент Российской Федерации Д.Медведев утвердил Национальную образовательную инициативу "Наша новая школа" где были определены основные направления развития общего образования: 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической ее разработки, выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. С 1 сентября во всех школах РФ введены новые стандарты, К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:
    • личностные результаты которые должны отражать формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
    · предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Обществознание и естествознание (Окружающий мир): осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; Актуальность проблемы формирования у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни обусловлена усилением внимания государства и общества к вопросам здоровья подрастающего поколения, его приобщения к здоровому образу жизни как ценности Одной из здоровьесберегающих технологий является деятельностный подход к обучению, который ориентирован на личность ребёнка, его интеллект и нравственное развитие. Сегодня все сходятся на том, «что образование всего мира и общества в целом страдают от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.Амонашвили). На каждом уроке важна ситуация успеха, атмосфера доброжелательности , сбалансированность отрицательных и положительных эмоций. Одним из этапов урока на котором всё это можно реализовать –организационный . Во время этого момента учитель решает несколько задач: 1. Развивать эмоциональные регуляции поведения детей, коррекция эмоционального фона 2. Способствовать предупреждению и снижению тревожности и страхов (создание принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков). 3. Работать над повышением уверенности учащихся в своих силах, обеспечение успешности в учебной деятельности. Ещё при входе в классную комнату дети, заходя в класс, опускают в аквариум настроения рыбок определенного цвета в зависимости от настроения и состояния, что позволяет учителю определить шкалу настроения, сориентироваться в подборе методов и приемов для положительного настроя и создания комфортной атмосферы(- «аквариум настроения») или дети передают друг другу большие бутафорские градусники, улыбаясь и передавая хорошее настроение. Создание положительного настроя на урок (выражение лица учителя, слова поддержки, уверенности, похвалы, прогноз погоды на урок: 22.11.11 ожидается солнечная погода. Наблюдается творческая атмосфера радости познания, успеха и сотрудничества. Зафиксировано постоянное движение ветра к знаниям, переменная облачность в конце урока. Атмосферные осадки только в виде оценок. Во время организационного момента учитель использует традиционные приветствия. Например: Прозвенел звонок весёлый Мы начать урок готовы Будем слушать , рассуждать И друг другу помогать. Сяду прямо ,не сгибаясь, Не качаю я ногой Буквы ровные, большие Ручка делает наклон. До звонка мы пришли И порядок навели Подготовили мы всё Чтоб училось нам легко Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” Будем мы считать, писать, и решать задачи, Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача. Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”. Лучше если парты будут расставлены таким образом , чтоб дети могли видеть глаза друг друга.
    После посадки за парты учитель может предложить проверить правильность посадки за партой: Как Вы считаете, какие из предложенных элементов посадки за столом или партой правильные: I. Положение головы: 1)голова сильно откинута назад; 2)голова опущена; 3)голова слегка наклонена вперед; 4)голова высоко поднята. II. Положение спины: 1)спина прямая, опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы; 2)спина откинута назад; 3)спина согнута вперед. III. Положение плеч: 1)одно плечо выдвинуто вперед; 2)плечи опущены и сведены; 3)плечи на одном уровне (параллельно по краю стола). IV. Положение туловища: 1)туловище согнуто над столом; 2)туловище упирается в край стола; 3)между туловищем и столом имеется пространство. V. Положение рук: 1)руки опущены под стол; 2)предплечья свободно лежат на столе; 3)руки поставлены на локти. VI. Положение ног: 1)бедра почти (на 2/3) лежат на сиденье; 2)бедра почти не лежат на сиденье; 3)колени согнуты под прямым или тупым углом; 4)колени согнуты под острым углом; 5)ноги вытянуты вперед; 6)ноги висят, не касаясь пола. правильный ответ- I(3); II(1); lll(3); IV (3); V(2); Vl(1). Комментарии: сидеть надо прямо, слегка наклонив голову вперед, спина опирается на спинку скамьи на уровне поясницы, оба плеча находятся на одном уровне (параллельно краю стола), предплечья свободно лежат на столе, туловище не упирается в передний край стола - между ними остается свободное пространство в 3-4 см; бедра почти полностью (не менее 2/3) лежат на сиденье, ноги в коленном суставе согнуты под прямым или тупым углом и опираются - всей стопой на пол или подножку. При этом тело имеет несколько точек опоры (стол, сиденье, его спинка, пол или подножка) и статическое напряжение мышц, необходимое для удержания туловища в вертикальном положении, уменьшается, а значит, уменьшается и утомляемость. Проверить правильность своей посадки можно самому. Так, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула. Расстояние от глаз до книги или тетради определяется рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска Или предложить следующие вопросы: Как Вы считаете, влияет ли неправильная посадка на состояние здоровья? 1)Улучшает здоровье. 2)Нет, не влияет. 3)Ухудшает незначительно. 4)Оказывает вредное воздействие a)только на позвоночник; b)только на скелетно-мышечную систему; c)только на функцию зрения; d)на работу органов и систем всего организма. (правильный ответ- 4 d) Комментарии: Неправильная посадка вредно сказывается на работе органов и систем всего организма. Последствия неправильной посадки те же, что и неправильной осанки, т.е. это деформации и нарушения развития скелета (особенно позвоночника и тазовых костей), что ведет к нарушениям дыхания, кровообращения и затрудняет работу внутренних органов. Так, согнутое положение тела при сидении влечет за собой сужение межреберных промежутков, препятствует подъему диафрагмы, что приводит к нарушению легочной вентиляции и снижению уровня насыщения крови кислородом. Если во время занятий постоянно прижиматься к столу грудью, то это может стать причиной неправильного развития грудной клетки. При правильной посадке за партой или столом не сдавливаются внутренние органы грудной и брюшной полости и крупные кровеносные сосуды. Особенно важно соблюдение этих правил для предупреждения искривления позвоночника, кроме того, при этом создаются благоприятные условия для зрительной работы (тетрадь и книга находятся на расстоянии примерно 35 см от глаз). С другой стороны, хотя прямая посадка и считается наиболее рациональной, она не может сохраняться длительное время. Переход от прямой посадки к слегка склоненной и обратно можно считать более рациональным, чем длительное сидение в одной и той же позе. При постоянном нарушении посадки (таком, как описано в данной ситуации) может развиться искривление позвоночника, называемое дугообразный кифоз, т.е. искривление его кзади. Дугообразный кифоз возникает главным образом в грудном отделе позвоночника (так называемая круглая спина). Причиной развития дугообразного кифоза могут быть врожденная слабость мышц спины, рахит, но чаще всего это длительное согнутое положение туловища (за письменным столом, партой и т.д.). Наличие дугообразного кифоза не только нарушает осанку человека, но и ведет к уменьшению дыхательной емкости грудной клетки (так как полный вдох требует максимального разгибания позвоночника), а недостаточность выдыхания отрицательно сказывается на кровообращении. При дугообразном кифозе наблюдаются выдвинутые вперед и опущенные вниз плечи, выпяченный и несколько отвисший живот. Своевременное обращение к врачу предотвращает прогрессирование деформации. Профилактика та же, что и при нарушении осанки. Как Вы считаете, по каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной посадке за партой? 1)Опущенная голова. 2)Озабоченное выражение лица. 3)Пригнувшееся к парте тело. 4)Усталость в плечах и спине. 5)Вытянутые ноги. 6)Опущенные под парту руки. 7)Головная боль. (правильный ответ- 1,3,5,6) Можно слайдом показать информацию или приготовить буклеты со следующей информацией. Несколько причин иметь правильную и здоровую осанку 1) Чем красивее спина, тем увереннее личность. Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Попробуйте глубоко вздохнуть и встать прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно? 2) Дыхание становится легким и более глубоким. Правильная осанка облегчает дыхание, помогая расслабиться и сконцентрироваться. 3) Улучшаются дыхание и пищеварение. Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, лучше функционируют органы. 4) Вы выглядите более стройными. Имея хорошую осанку, вы будете стройнее, и одежда будет лучше на вас сидеть. 5) Голос будет казаться лучше. Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате ваш голос лучше звучит. 6) Помогает мышцам и суставам. Хорошая осанка помогает нам держать скелет и суставы в таком положении, чтобы наши мышцы работали правильно. 7) Улучшается мышление. Осанка также затрагивает ваш ум. И на ней может отразиться настроение. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете, осанка прямая. А вот унылые люди часто сидят или стоят ссутулившись. 8) Здоровый позвоночник. Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Проверим состояние своей осанки! Во время организационного момента проводим разминку мозга. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения.. Выполнение упражнений для мозга активизирует самые разные функции и отделы головного мозга, помогает улучшить работоспособность, внимание, память. Если выполнять такие упражнения регулярно, то проще будет справляться с утомляемостью, а некоторые смогут даже развить скрытые способности мозга - ведь, как известно, мы используем возможности своего мозга всего лишь на несколько процентов! Но есть одно, главное правило такой гимнастики - выполнять ее нужно с улыбкой на лице, хорошим настроением и воспринимать ее как приятное времяпрепровождение! Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию. Это упражнение «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ», «СЛОН»,«ДУМАЮЩИЙ КОЛПАК», «КРЮКИ», «Шапка для размышлений»
    Категория: Мои статьи | Добавил: директор (06.02.2012)
    Просмотров: 332 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2020