Суббота, 20.04.2024, 07:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Аламбайская средняя общеобразовательная школа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Коллективные работы на уроках ИЗО Учитель ИЗО Косованова Н.Н.
    КОЛЛЕКТИВНЫЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (Из опыта работы) Учитель ИЗО МКОУ «Аламбайская сош» Заринского района, Алтайского края Косованова Надежда Николаевна В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективные формы работы учащихся. В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации форм изобразительной деятельности: 1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учётом поставленных учителем задач или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое; 2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы по одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие; 3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия. Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки: - класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несёт ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку; - организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя; - действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; - есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений: · каждый имеет право высказывать свою точку зрения; · отстоять её убедительной аргументацией; · обязан выслушать и понять другого; · терпимо относиться к другому мнению, извлекать из него рациональное; · нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. Задача педагога состоит в том, чтобы коллективная деятельность на уроках была занимательно-игровой и художественно-творческой. В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности. Совместно-индивидуальная деятельность – одна из самых простых форм организации работы над коллективной композицией, но она позволяет вовлечь в коллективную работу весь класс. Конечно же, уровень творческой активности детей на уроке во многом зависит от методики организации и проведения коллективной деятельности. Исходя из практики, можно с уверенностью сказать, что дети с большим удовольствием вступают в игру и принимают активное участие в создании общей работы. Так на уроке по теме «Декор русской избы» в 5 классе, учащиеся легко включились в игру «Мы архитекторы и вот моя деревня». Первоначально рассматривались слайды и видеофильм «Кижи. Музей-заповедник деревянного зодчества», элементы украшения внешнего облика деревянного дома. Учащиеся с моей помощью выделяли особенности деревянных построек разных областей (губерний) России. Определили, какие элементы в строительстве деревянного дома можно использовать в нашей местности. Дальнейшая работа строилась на обсуждении «строительства» целой деревни: 1 - большой лист бумаги (склеено два листа ватмана) первоначально расписали голубой краской (небо, протекающая река) и зелёной (трава); 2 - размечались места, на которых должны были «вырасти» дома, собор, колодцы и т. д. Каждый из учеников выбирал для себя приемлемую роль: резчик по дереву (вырезание из бумаги узоров для наличников, причелин, полотенец), «заготовитель» и «поставщик» брёвен (сворачивание и склеивание бумажных трубочек), архитектор-строитель (придумывание дома), плановик-дизайнер (где, какая постройка будет размещаться). При такой организации индивидуально коллективной деятельности, можно проследить и оценить вклад каждого ученика в общее дело. При обобщении коллективной композиции важно выявить ошибки и найти пути исправления их, привлекая к этому весь класс. Как правило, ребята честно признаются в своих затруднениях, удачах. При обсуждении результатов работы, реально подходят к оцениванию, почти всегда их оценки совпадают с моей оценкой. Игра, учёба, труд, творчество соединены воедино, а ученики, с таких уроков уходя радостными и воодушевлёнными, с нетерпением ожидают следующей встречи с изобразительным искусством. Одно из наиболее важных условий развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы на уроке создавалась новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять ранее усвоенные знания, умения и навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Больше разнообразия вносятся и в организацию урока: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе по два и более стола, сидеть или работать стоя у столов и т. д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, что бы детям было удобно работать. Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Решая проблему воспитания в коллективе, пытаюсь основываться на следующих принципах: 1. Творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного творчества; 2. Учёт индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии; 3. Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности; 4. Комфортность пребывания ребёнка в коллективе. Реализация данных принципов осуществляется педагогом, обладающим особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Это своего рода педагог-режиссёр. Подобно театральному режиссёру, создающему концепцию спектакля, педагог-режиссёр проектирует развитие детского коллектива как творческого «ансамбля», в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого ребёнка в общих, интересных, увлекательных для всех детей делах. Проектирование каждого вида совместной деятельности – это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата. Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Так на уроке в 7 классе по теме «Олимпийские игры Древней Греции» каждый ученик, для создания коллективного панно, выполняет наброски олимпийских атлетов. Перед каждым стоит индивидуальная задача – выполнить наброски фигур в соответствии с существующими канонами изображения атлетов Древней Греции. Каждый ребёнок заинтересован, чтобы его работа была лучшей и удачно смотрелась в общем панно. Выполнив индивидуальное задание, учащиеся вырезают своих атлетов и размещают их на большом листе ватмана, на котором изображены трибуны для зрителей, беговые дорожки, площадки для борьбы и т. д. (эту часть работы выполняем с ребятами заранее во время работы кружка). Когда композиция становится более выразительной (все фигуры заняли свои места, соблюдены перспективные законы изобразительной деятельности), каждый ученик приклеивает свою работу на отведённое место. Работа обсуждается, выясняются плюсы и минусы, предлагаются некоторые дополнения или изменения, высказываются свои ощущения от процесса выполнения работы и от полученных результатов. Собственно технологический проект решения детским коллективом общей задачи может иметь определённую последовательность: 1. Совместное проектирование, замысел коллективной деятельности; 2. Совместное планирование достижения общей цели; 3. Совместный поиск оптимальных способов решения общей задачи («мозговая атака», «мозговой штурм»); 4. Совместное распределение ролей и исполнителей коллективной деятельности; 5. Взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллективного замысла; 6. Оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений. Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а её результат отвечал эстетическим требованиям нужно воспользоваться следующими советами опытных учителей изобразительного искусства: · Лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим учителем (покрасить большие листы в нужные цвета). Окрашенная бумага помогает ученикам дорисовать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью; · Соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой из групп учащихся, выполняющей фрагменты коллективной композиции; · Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать ученикам цветную бумагу, заранее нарезанную на определённые размеры; · Использовать раздаточный материал и технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополняют представление детей о предметах изображения и технологии выполнения задания; · Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и не требовать много времени для завершения промежуточного этапа работы; · Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает чётким представление учащихся об объёме предстоящей работы, а так же об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность учащихся. Следуя этим советам, считаю, что ни разу не проиграли в достижении поставленных на уроках целей и задач. Вид коллективной композиции: индивидуально-совместная деятельность. Изучив коллективную творческую деятельность, я попыталась реализовать её формы в своей практике. Мной был проведён урок изобразительного искусства и художественного труда во 2 классе. Тема урока «Краски осени. Ковёр из осенних листьев». Класс не большой, поэтому делить его на группы не было надобности. Учащиеся все были очень внимательны. Они с интересом слушали объяснение нового материала, активно включались в работу при выполнении творческого задания. Цель урока: 1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру; 2. Развивать творческую фантазию, интерес к искусству; 3. Способствовать развитию навыков работы коллективом. Задачи урока: 1. Развивать зрительное представление и зрительную память; 2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; 3. Воспитывать аккуратность и чувство добросовестного отношения к учёбе. Оборудование: Зрительный ряд · Репродукции, фотографии осенних пейзажей, деревьев с разноцветными листьями; · Высушенные (гербарные) листья (много листьев) различных деревьев и кустарников, растущих в нашей местности; · Слайды на интерактивной доске с применением компьютера. Литературный ряд · Стихотворения на осеннюю тематику. Музыкальный ряд · П. Чайковский «Времена года»; · Звуки живой природы (аудиокассеты с записями). Ход урока. Звучит запись звуков природы, слайды осенних пейзажей создают сказочную атмосферу праздника и красоты. Образ осени невозможно представить без разноцветных деревьев, листьев кружащихся и падающих на землю. Детям предлагается совершить путешествие по сказочному лесу, представить, как под ногами шелестят листья, дует ветерок… и новые листочки, оторвавшись от веточек, летят, плавно падают на землю, устилая её яркими цветными пятнами. Сначала один листик бросаю вниз, ребята наблюдают, как он падает, затем второй, третий… Дети заинтересованы процессом кружения листьев. Я предлагаю им самим бросить по листику, затем сразу бросить по нескольку листиков и отметить, как они ложатся на пол, что образуется из них… Ребятам очень нравится процесс бросания листочков, они говорят от какого дерева полетел листок, какой быстрее летит какой медленнее. Во время игры читаю стихотворения об осени. Учитель: Ребята мы сейчас любовались, как кружатся листочки, падают на пол, образуя ковёр из листьев. А сможем мы с вами создать свой ковёр из листиков, сделанных из цветной бумаги? И как мы будем работать? Ребята предлагают возможные варианты работы: будем вырезать листики; узор составлять будем; будем клеить… Учитель: Всё вы говорите правильно. Но… Листики мы буем не только вырезать, но и нарывать (рвать руками, придавая форму листиков), ведь листочки, посмотрите, не все имеют правильную красивую форму, у некоторых края неровные, у некоторых рванные. Вот и наши листочки тоже будут такими. Показываю, как рвать или вырезать бумажные листочки из ранее приготовленных небольших (4 см на 3 см, 6 см на 4 см, 8 см на 5 см и т. д.) прямоугольников цветной бумаги. Каждый ребёнок с увлечением изготавливает листочки. Кто-то пытается сделать листик рябины (он сложный, поэтому помогаю ребёнку правильно сложить бумагу и показываю, как вырезать). Листики разные не только по форме, но и по размеру. Ребята говорят, что у черёмухи и рябины листья могут быть как жёлтыми, так и красными, а у берёзы – только жёлтые, а у осины листочки оранжевые, а кое-где листики ещё зелёные. Когда все заготовки кончились, листочков достаточно, на пол кладу большой лист бумаги, выкрашенной в зелёный цвет (листья ведь падают на траву). Каждый ученик подходит и бросает по листику на зелёный лист, как если бы листья падали с деревьев. Куда падал листик, там его и приклеивали. Урок можно назвать необычным, так как раньше ребята не занимались таким видом деятельности (да при этом ещё разрешалось им мусорить и шелестеть ногами по листьям). Было очень интересно наблюдать за каждым ребёнком, как сосредоточенно они вырезали, рвали, бросали, клеили. Сколько восторга и радости было у каждого ребёнка и от процесса работы и от того что в итоге у них получилось. На протяжении всего времени работы в качестве фоновой заставки тихо звучала музыка «Звуки природы. Прогулка в лесу». При подведении итогов работы каждый ученик имел возможность проанализировать работу одноклассников и свою работу, а так же поделиться своими впечатлениями. При проведении этого урока я выявила, как дети могут работать в коллективе, могут ли они придти к общему мнению. Цель урока считаю достигнутой, так как при работе между учениками разногласий не было, они выслушивали друг друга и старались сообща сделать итоговую работу. Задачи урока тоже были выполнены, в начале урока учащиеся были очень активны при повторении теоретического материала, так же дружно работали над созданием изделия. Свою работу выполняли очень старательно и увлечённо. Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке: 1. О чём мы сегодня говорили, чем занимались? 2. У кого мы учимся видеть красоту? 3. Что ощущали, когда листочки падали вниз? 4. Что у нас получилось в конце урока? 5. У кого какие трудности возникали? Как решил эту трудность? 6. Что больше всего понравилось в выполнении работы? 7. Как оцениваете свой вклад в создание изделия? Заключение. Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда позволяют школьникам общаться, обсуждать интересные варианты замыслов и принимать наилучшие решения, учиться конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества. При организации коллективных работ стараюсь ориентироваться в основном не только на общение учеников, сколько на конечный результат, который получается эмоциональным и красочным. На этих уроках оказывается востребованным сенсорный опыт детей. Здесь они реально действуют: рисуют, лепят, конструируют, и здесь их легче научить взаимодействовать – выполнять вместе задания, оценивать и быть внимательными к работе друг друга в группе, коллективе. Таким образом, регулярно используя на уроках коллективную форму работы, учитель получает: · Красочный результат, то есть саму художественную работу; · Положительный эмоциональный настрой учащихся и желание работать в коллективе; · Полноценное взаимодействие, что пожалуй, является самым главным. ЛИТЕРАТУРА: 1. Б. М Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская «Изобразительное искусство и художественный труд»: с краткими методическими рекомендациями, 1 – 9 классы, М., «Просвещение», 2007; 2. Я познаю мир, Культура: Детская энциклопедия, М., АСТ-ЛТД, 1998? 3. Н. А. Горяева «Первые шаги в мире искусства», М., «Просвещение», 1991; 4. В. И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества», М., «Гуманитарный издательский центр Владос», 2004; 5. Ю. А. Агафонова «Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда», Воспитание и обучение, № 9, 2007; 6. В. Копцев «Созидающий ребёнок», Искусство в школе, № 4, 1999; 7. Б. М. Неменский, И. Б. Полякова, Т. Б. Сапожникова «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»», методическое пособие, лекции 5-8, Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
    Категория: Мои статьи | Добавил: директор (20.02.2012)
    Просмотров: 6408 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024