Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС
11.12.2012, 10:51
Программа составлена на основе УМК под общей редакцией А. А. Плешакова, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации Пояснительная записка Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы. Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI в. их решение приобретет характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: 1) Идея многообразия мира; 2) Идея экологической целостности мира; 3) Идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира. В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Тематическое планирование учебного курса 66 часов в год; 2 часа в неделю 1 четверть-18 часов; 2 четверть-14 часов; 3 четверть-18 часов; 4 четверть-16 часов. Введение (3 ч) Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что и кто? (19 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учителя). Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом. Как, откуда и куда? (14 ч) Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед? Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище? Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц. Где и когда? (10 ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя? Почему и зачем? (18 ч) Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих «хозяевах». Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли. Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.). Заключение (2 ч) Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. Наименование разделов и темКоличество часов общеена экскурсиина практические работы Введение32 Что и кто?1956 Как, откуда и куда?1413 Где и когда?10 Почему и зачем?18 1 Заключение?2 Итого66810
Требования к уровню подготовки учащихся первого класса К концу первого класса учащиеся должны знать: - безопасную дорогу от дома до школы; - важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; - название страны, в которой они живут, её столицу; - символы России: флаг, герб, гимн; - простейшие правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; - название дней недели, времен года; - имена и отчества родителей; - основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; - культуру поведения в общественных местах; - цвета радуги; - назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход. - узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; К концу первого класса учащиеся должны уметь: - различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; - выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; - выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными; - использовать основные формы приветствия, просьбы и прочего в отношениях с другими людьми; - выполнять правила поведения в общественных местах; - составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать?»; -различать овощи и фрукты. - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; - проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Тематическое планирование уроков окружающего мира № п/пТема урокаСроки 1 четверть 18 часов Введение (3 часа) 1Наша школа (экскурсия по школе) 2Дорога от дома до школы (экскурсия) 3Задавайте вопросы! Что и кто? (19 часов ) 4Что у нас над головой? 5Что у нас под ногами? (экскурсия) 6Что растёт на подоконнике? 7Что растёт на клумбе? (экскурсия на пришкольный участок) 8Что растёт на клумбе 9Что это за листья? (экскурсия «Лиственные деревья») 10Что такое хвоинки? (экскурсия «Хвойные деревья») 11Что общего у разных растений? 12Кто такие насекомые? 13Кто такие рыбы? 14Кто такие птицы? 15Кто такие звери? 16Что такое зоопарк? 17Что окружает нас дома? 18Что умеет компьютер? (экскурсия в кабинет информатики) 2 четверть 14 часов 19Что вокруг нас может быть опасным? 20Что мы знаем о нашей стране, о своём селе? 21На что похожа наша планета? 22Обобщающий урок по теме «Что и кто?» Как, откуда и куда? ( 14 часов) 23Куда текут реки? 24Откуда в дом приходит вода и куда она уходит? 25Откуда в дом приходит электричество? 26Откуда берутся снег и лёд? (опыт «Свойства снега и льда») 27Как живут растения? 28Как живут животные? 29Как ухаживать за кошкой и собакой? 30Как зимой помочь птицам? 31Как путешествует письмо? (экскурсия на почту) 32Как путешествует письмо? 3 четверть 18 часов 33Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? 34Откуда берётся и куда девается мусор? 35Откуда в снежках грязь? (опыт «Чистота снега») 36Обобщающий урок по теме «Как, куда и откуда?» Где и когда? ( 10 часов ) 37Когда придёт суббота? 38Когда наступит лето? 39Где живут белые медведи? 40Где живут слоны ? 41Где зимуют птицы? 42Когда жили динозавры? 43Когда появилась одежда? 44Когда изобрели велосипед? 45Когда ты станешь взрослым? 46Обобщающий урок по теме «Где и когда?» Почему и зачем? ( 18 часов ) 47Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью? 48Почему на луне не живут люди? 49Почему идёт дождь и дует ветер? 50Почему звенит звонок? 4 четверть 16 часов 51Почему радуга разноцветная? 52Почему их так назвали? 53Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? 54Почему в лесу нужно соблюдать тишину? 55Почему нужно есть много овощей и фруктов? 56Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 57Зачем мы спим ночью? 58Зачем строят корабли? 59Зачем нужны автомобили? 60Почему поезда такие длинные? 61Зачем нужны самолёты? 62Зачем летают в космос? 63Почему мы часто слышим слово «экология»? 64Обобщающий урок по теме «Почему и зачем»? Заключение ( 2 часа ) 65Как мы находим ответы на свои вопросы? 66Задание на лето Перечень основных средств обучения 1 Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2010, 1 часть. 2 Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» (авт. О. А. Лутошкина, Москва «ВАКО», 2008) 3 Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2001.) 4 Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс», 2007.) 5 Мир вокруг нас: Методическое пособие: 1 класс (авт. А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова, издательство «Просвещение», 2002.) 6 Мир вокруг нас: Программа и тематическое планирование (авт. А.А.Плешаков, издательство «Просвещение», 2003.) 7 Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса (авт. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина, издательство «Вако» Москва, 2005.) 8 Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». 1 класс. (авт.Е. М. Тихомирова, издательство «Экзамен» Москва, 2005.)